Вклад Саратовской области в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
В годы Великой Отечественной войны Саратов был центром Приволжского военного округа, где находился его штаб. В Саратове было сформировано 5 армий, 132 дивизии, 65 отдельных полков, 253 отдельных батальона.
Саратов являлся одной из важнейших целей немецких войск, которые планировали захватить город к 10 августа 1942 года. На подступах к Саратову с октября 1941 по март 1943 года были построены 6 линий оборонительных рубежей длиной 600 км. 40 000 саратовцев приняли участие в Сталинградской битве, каждый второй саратовец погиб, 4 саратовцам – участникам Сталинградской битвы было присвоено звание Героя Советского Союза
Из Саратова в Сталинград вела «Дорога жизни». По аналогии с Ленинградом, в годы войны путь по Алтынной горе из Саратова называли «дорогой жизни», потому что только по ней осуществлялось автомобильное сообщение с осажденным Сталинградом. Для многих саратовских воинов-автомобилистов эта сталинградская «дорога жизни» стала «дорогой смерти», так как она постоянно подвергалась бомбардировкам гитлеровской авиации. Сегодня у начала этой дороги возвышается монумент воинам-автомобилистам
Огромное значение в исходе сражения за Волгу имела железная дорога до Сталинграда, введенная в строй в августе 1942 года к началу решающих боев для того, «чтобы, — как писал первый секретарь Сталинградского обкома А. С. Чуянов — обеспечить выход за Волгу». Построенная всего за несколько месяцев дорога оказалась для немецкого командования полной неожиданностью. Для того, чтобы обеспечить максимально скорое строительство этой дороги, с Дальнего востока были доставлены рельсы и заключенные ГУЛАГа со строительства Байкало-Амурской магистрали.

Уроженец Саратовской области Талалихин Виктор Васильевич, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант в самом начале войны за мужество и героизм получил звание Героя Советского Союза.
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года произвел более 60-ти боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года сражался под Москвой. В воздушном бою в ночь на 7 августа 1941 года при отражении очередного налёта немецкой авиации на Москву сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик, был ранен в руку. Летчик участвовал во многих воздушных боях, к моменту своей гибели имел на боевом счету сбитыми 5 вражеских самолетов. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. Награжден орденами Ленина (1941), Красного знамени (1941), Красной звезды (1940).